Волжский

DРождение поселения, Царево-Курганская слобода

В живописной местности, близ устья реки Сок, на левом берегу Волги, у подножия Кургана в начале 18 века возник поселок Волжский, называвшийся Царево-Курганской слободой, а позднее – Большой Царевщиной. Несмотря на созвучие, два указанных названия имеют различное происхождение. Одно из них дано по горе Царев Курган. Другое название принесено первопоселенцами, значительная часть которых была выходцами из одноименного села Царевщины Пензенского уезда. Кроме того, в названии селения отразился титул владельцев Касимовских царей (ханов) или царевичей. Менее распространенным было именование села Рождественским по престолу приходской церкви. В 1732 году поселение около Кургана уже называли «Новопоселенной».

18.hram2 (1)

В 1961 году село получило статус рабочего поселка и стало именоваться Волжский. В церковно-приходской летописи сказано, что селение возникло из людей, живших здесь хуторами еще со времен завоевания Казанского ханства и занимавшихся рыбной ловлей: из господских беглых крестьян и холопов и другого разного рода людей, укрывавшихся в Сокских и Сокольих горах от преследования законом. Из них впоследствии и составилась целая деревня, располагавшаяся сначала у подножия Сокольих гор, а потом переселившаяся на правый берег реки Сок, к подножию Царева Кургана.

Царевокурганская слобода-план

Первые жители Царево-Курганской слободы являлись потомками православного русского народа. Выбор этого места не случайный: Курган, реки Сок и Волга, вековые леса обеспечивали людям желанную безопасность от кочевников.

Основным занятием людей была рыбная ловля. Первоначальный поселок  уничтожили в результате набега кочевников.

Появление первых людей в устье реки Сок относится к эпохе конца палеолита, это примерно 12—10 тыс. лет назад.

В 20-м веке на Царевом Кургане неоднократно проводились археологические экспедиции. В 30-е годы двадцатого века итогом раскопок стал клад бронзовых предметов: долота, серпы, ножи, тесла, топоры.

В 80-е годы двадцатого века студентами Самарского педагогического института найдены осколки глиняной посуды красноватого цвета. Эти предметы позволили определить, что в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры тут обитало  племя, ведущее оседлый образ жизни.

Шло время, создавались государства. Затем распадались, возникали новые. Земли на левом берегу Волги там, где сейчас расположен поселок Волжский, перешли в состав Волжской Болгарии. Богатое, процветающее государство пало под натиском монгольских войск из Азии. Поволжье вошло в состав Золотой Орды. Во второй половине 15-ого начале 16-ого веков возникло Русское централизованное государство.

В конце 17 века рыбные угодья в низовьях реки Сок получил Московский Вознесенский девичий монастырь. В устье реки Сок у монастыря  построили рыбный двор.

Волжский краевед Анна Ивановна Рязапова занимается изучением истории поселка Волжский с середины 50-х годов прошлого века. Она помнит события 2-й половины 20 века, которые происходили в поселке. Анна Ивановна обратилась в Российский государственный архив древних актов с целью установления точной даты образования поселка Волжский. В 2004 году  ответ получили: поселок Волжский  основан в 1701 году!

0_3b14a_ff5ecbbc_orig Царевщина

В начале 18 века А. Алампиев, боярский сын, житель Самары, обменял земли, принадлежащие ему, крещенному касимовскому царевичу Ивану Васильевичу.

Алампиев поселил здесь своих крестьян из села Царевщины (Никольское) Пензенского уезда. Царево-Курганская слобода в честь своего хозяина стала называться Царевщиной.

Во второй половине 18 века происходило генеральное межевание земель, то есть, распределение их между помещиками на самых благоприятных условиях, выделение земель для государственных и дворцовых крестьян. В это время Царевщина принадлежала князю Николаю Алексеевичу Долгорукову. С 1795 по 1809 год – его сыновьям Алексею и Александру, с 1809 по 1831 год – действительному статскому советнику Алексею Давидовичу Панчулидзеву и часть — действительному статскому советнику гвардии секунд-ротмистру Ивану Николаевичу Чернышову.

В 1831 году село в очередной раз получает нового хозяина, тайного советника Василия Александровича Пашкова. С 1833 года Царевщина стала принадлежать действительному тайному советнику Дмитрию Васильевичу Дашкову и его жене, действительной тайной советнице Елизавете Васильевне Дашковой.

ВОДОПАД Реки

Поселение расположено в низовье рек Сок и Курумоч там, где они впадают в великую русскую реку Волга. Волга близка и дорога каждому волжанину. Близость эта заключена в природной и исторической общности поселения с рекой.

Река Сок впадает в Волгу с левого берега сразу за Царёвым Курганом. Река берет свое начало в Северном районе Оренбургской области. Протяженность реки 375 километров.

Арабский путешественник Ахмет Ибн-Фадлан в 921-922 годах в своих путевых заметках записал: “Потом мы ехали много дней и переправились …через реку Ирхиз, …потом через Сух, потом через реку Кюнджюлю и попали в страну народа из числа тюрок, называемого башкиры…”

Слово сок, возможно, произошло от тюркских языков со значением «холод, холодный». Таковы: алтайское «соок», киргизское «суук», татарское «суык» — все со значением «холод, холодный, морозный».

Река Сок очень извилиста и протекает по степной холмистой местности. В районе поселка Волжский берега, да и сама река, заросли камышом и кустарником.

Вторая река, на которой расположен поселок Волжский — река Курумоч (Кура) в начале 20 века была глубоководной, в ней водилось много рыбы.

Длительное время у подножья Кургана находилась большая речная пристань. Рассказывают, что в 1822 году один купец из амбаров владельца села купил и погрузил на баржи несколько тысяч пудов зерна.

0_36eef_b002d6aa_orig

В 19 веке село Царевщина (Большая Царевщина) — село Самарского уезда, до 1851 года — в составе Симбирской губернии, после в Самарской губернии.

Осенью 1862 года в селе Царевщина, у подножья Царева Кургана с северо-восточной стороны,  начато бурение для поиска каменного угля. За пять лет  пройдено 80 саженей, но  обнаружили лишь белый известняк.

Господа Дашковы были предприимчивые люди. Они решили узнать – могут ли в Самарской губернии разводить шелковичных червей, чтобы производить шелк. Но вместо шелковичных яичек шелковичных червей, питающихся листьями тутового дерева, они выписали из Японии 1700 яичек червей, которые могут есть и дубовые листья.

В мае 1866 года рядом с селом Царевщина  построили сеточные клетки, и после выведения из яичек червей их поставили на дубы. В августе 1867 года появились бабочки, которые нанесли 1500 яичек. Но затея оказалась напрасной – мягкая тонкая шелковая нить не получалась и пришлось опыты прекратить. Дашковы в Царевщине имели еще солодовенный завод для винокурения. Был у них небольшой кирпичный заводик.

В центре села стояла Христорождественская церковь, рядом усадьба владельцев села, которая не сохранилась до наших дней.

Царев Курган 0_3c17c_b4f83bee_orig

Это один из самых известных природных памятников Поволжья. Путешественники с реки Волга видели необыкновенную красоту Кургана и отмечали это в своих путевых заметках и рисунках.

Много легенд и былей сложено о нем. Многочисленные легенды о происхождении Царева Кургана связаны с именем хана Мамона, царем Иваном Грозным, Степаном Разиным.

18 июня 1391 года произошла битва на реке Кондурча, правом притоке реки Сок. Почти 200 тысяч воинов Тимура, правителя Средней Азии, и 200 тысяч воинов золотоордынского хана Тохтамыша сошлись в битве за право владения богатыми землями Средней Волги.

Победу одержали воины Великого Тамерлана (Тимура).

По преданию Тимур и его воины пировали на Царевом Кургане. Вся вершина Кургана была обтянута золотой парчой, а в центре стоял шатер Тимура. Праздновали победу 26 дней.

0_3c178_e056ea06_orig

Первые письменные сведения о Царевом Кургане относятся к 1634 году. В тот год по Волге совершал путешествие Адам Олеарий — секретарь и советник голштинского посольства в Московию и Персию, ученый, автор описания путешествия.

На карте, составленной в том путешествии, Курган обозначен как Sariol Kurqan mons. В книге описания того путешествия по Волге о Кургане сказано так:

« 27-го августа 1634 года мы с левой стороны, недалеко от берега, увидели голый песчаный холм, лежащий в плоской равнине. Называли его Царев Курган. Нам рассказали, что в нем похоронен татарский государь по имени Момаон [Мамай?], который с 7 царями из Татарии собирался пойти вверх по Волге и опустошить всю Россию, но помер в этом месте и погребен здесь. Рассказывают, что солдаты его, которых было бесчисленное количество, шлемами и щитами собрали столько земли для погребения, что возникла эта гора. Это известие Пауль Флеминг изложил в следующих строках с прекрасным заключительным изречением:

Песчаный холм, едва дающий тощим травам,

Чем корни укрепить, блестящею главой

Своей возносится один в степи пустой.

Момаон в нем лежит. Когда семи державам

Законы он давал, стремился пылким нравом

Рутению себе он покорить войной…

Теперь безмолвно здесь стоит курган степной,

А хан забыт. Конец воинственным забавам!

О, суета сует! Так вот каков удел

Столь многих тысяч! Он зачем же так хотел

Все покорить себе, так всех пожрать стремился!

Орда кишела здесь. Теперь тут все молчит.

Не то же ль вообще история гласит,

Забвение ждет нас всех, как кто бы ни кичился!»

0_3c174_12ae1a2c_orig Царев Курган расположен в поселке, в нескольких десятках метров от впадения рек Сок и Курумоч в Волгу. Он виден с любой части населенного пункта. Еще в начале прошлого века высота Кургана достигала 80 метров, в начале 21 века – 65,7 метра.

Более ста лет камень с Кургана служил строительным материалом. Среди объектов, где использовался царевщинский камень: Александровский (Сызранский) мост через Волгу, Волжская (Куйбышевская) ГЭС.

Протяженность кургана с севера на юг — 400 метров, а с запада на восток — 200 метров. Площадь кургана у основания составляет 7 га. По юго-восточному склону кургана расположены слои, переполненные ветвями известняковых кораллов, среди которых преобладают специфические формы каменноугольной системы. Выше известнякового кораллового слоя идут многочисленные пласты со следами мшанок, морских лилий, морских ежей, моллюсков. Царев Курган когда-то был дном Аральско-Каспийского моря. На Кургане находятся самые древние геологические обнажения Поволжья, слои которых образовались в каменноугольных морях около 300 миллионов лет назад.

Интересные записи остались в воспоминаниях гостей Самарского края. В 1857 году через Самару возвращался из ссылки Т.Г. Шевченко. Он пишет в своем дневнике: «…7 (октября). В 10 часов утра, при свежем норде с дождем и снегом, мы оставили Самару… через два часа подошли к воротам Жигулевских гор. Это – ущелье, сузившее Волгу до одной версты… из-за ущелья, поросшего черным лесом, высунулась обнаженная отдельная гора. Это Царёв-курган; народное предание говорит, что Петр Первый, путешествуя по Волге, останавливался на этом месте и всходил на эту гору, вследствие чего она и получила название Царева-кургана…»

В 1824 году на Курган поднимался Император Александр I. В разное время здесь были И. Репин, В.И. Ленин, Ф. Шаляпин, М. Горький. В мае 1890 года В.И. Ленин (Ульянов) совершил так называемую «Жигулевскую кругосветку» по Волге и Усе. Ленин встречался с крестьянами села Царевщина.

0_48f02_f5a5e7fa_orig

Одной из предреволюционных работ русского художника Михаила Нестерова было полотно «Душа народа» (первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги у Царева Кургана шествие. Это шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова.

В последних рядах видим Ф.М. Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. За всей этой огромной толпой высился бесчисленный ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях.

Название кургана передалось первому поселению. И не только название. Царевщинские жители трудились бурлаками на Волге, каменотесами, грузчиками на пристани у кургана. В 70-е годы 19 века камень, добытый на кургане, грузили на баржи и доставляли на строительство самого длинного в Европе моста через реку Волга у города Сызрань. Все опоры – «быки» построены из царевщинского камня. Специальными канатными лебедками каменные плиты «сдвигались» с вершины кургана, грузились на баржи и сплавлялись вниз по течению реки к месту строительства.

В 50-е годы 20 века каменные блоки с кургана легли в основание плотины Волжской ГЭС. Отсюда брали камень для строительства автомобильного завода в Тольятти.

Самарские историки и биологи требовали прекращения разрушения кургана. Лишь в конце 70-х прошлого века карьер закрыли. Карьер был частично засыпан землей.

Был разработан проект по восстановлению (реконструкции) Царева Кургана. На вершине планировали возведение памятника «Буревестнику».

В 80-е годы прошлого века студенты биофака Куйбышевского пединститута и учащиеся Волжской школы посадили саженцы берез и сосен. В 2000 году на кургане был поставлен крест в честь 2000-летия христианства. Крест весит около 3 тонн, высота — 15 метров. Крест изготовили на местном опытно-экспериментальном заводе и установили на кургане с помощью вертолета МИ-8.

Ключи у Царёва Кургана

OLYMPUS DIGITAL CAMERAРодники текут с противоположного от Христорождественской церкви склона кургана. Это старинная святыня. Вода из них — целебная. Один из родничков считается холодным, другой — тёплым, хотя вода из них одинаково холодна, и расположены они в нескольких сантиметрах друг от друга. Помогает вода при суставных болезнях и от вредных привычек. От былой славы родничков остались туманные слухи: якобы, несколько веков назад на кургане, на самой вершине, стоял какой-то монастырь, и эту воду пили праведные монахи. По церковным данным на Царёвом Кургане монастыря не было.

В сороковых годах двадцатого века воду из родников качали по особому водопроводу в исправительную колонию. Сейчас около родничков имеется купальня и раздевалка.

Возведена часовня в честь иконы «Неупиваемая чаша».

0_372ed_aeb760fc_orig Христорождственская церковь0_3727e_78f31d21_orig

В 1808 году в Царевщине была построена деревянная церковь в честь Рождества Христова. В связи с этим село стало иметь двойное название: «Царево-Курганская слобода», село Рождественское. В 1812 году церковь сгорела. Вместо сгоревшей церкви была построена новая каменная церковь.

Строительство храма велось одновременно со строительством Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Владелица села Елизавета Васильевна Дашкова вложила свои средства в постройку церкви. Здание церкви построено в стиле русского классицизма, отмеченного четкой геометричностью и удачными пропорциями архитектурных форм. Поставленные со всех сторон четырех-колонные портики, завершаются фронтонами. Вместе они придают зданию торжественность и выразительность. Автор проекта Михаил Петрович Коринфский (Варенцов), архитектурная школа А.И. Воронихина.

Храм в длину, ширину и высоту равен 12 саженям, пятикупольный, кресты деревянные, шестиконечные, обиты латунью. Стены оштукатурены и покрашены желтой краской. С четырех сторон устроены каменные плитовые помосты в три ступени, на которых поставлены 4 колонны, образующие 4 портика, над которыми возвышаются 4 фронтона. Окон 27 с двойными рамами. Пол внутри храма плитовой. Колоколов пять, самый большой весит 29 пудов, поминальный – 7 пудов 21 фунт, вседневный – 5 пудов 16 фунтов, малый — 2 пуда и самый «легкий» — 39 фунтов. Храм был обнесен каменной оградой, внутри коей росли деревья, и находилось церковное кладбище. Был построен деревянный дом священника. При доме имелась кухня и сени.

23 октября 1833 года с благословения Преосвященного Анатолия, архиепископа Симбирского, священником церкви Иоанном Яковлевичем Соловьевым она была освящена.

0_c36fc_998f2457_orig

Христорождественская церковь в поселке Волжский охраняется государством как памятник архитектуры.

В 90-е годы прошлого века проведена реставрация и реконструкция: капитально отремонтировано основное здание и пристроено здание для крещения, возведены колокольня высотой 30 метров, железная ограда. Благоустроен берег реки Курумоч и святой источник.

Село Царевщина

старая открытка1

В 1847 году на реке Курумоч был деревянный винокуренный завод, действующий с октября по апрель. На нем работало до 30 человек. На заводе выкуривалось из собственного и покупаемого хлеба до 60 тысяч ведер вина, которое поставлялось по разным губерниям. С него доходу владелец получал до 30 тысяч рублей. На этой же речке стояла мукомольная мельница, действовавшая круглый год. На ней мололся хлеб для крестьян. С мельницы помещик получал за помол 100 рублей.

Напротив села на реке Волге в весеннее время имелась судоходная и лесная пристани. В Царевщине каждую неделю по воскресеньям бывал базар, на который съезжались из города Самары купцы с разными мелочными товарами, а из близлежащих селений – крестьяне с  хлебом и крестьянскими изделиями и продуктами.

Село Царевщина лежит на большом торговом тракте, идущем из Ставропольского и центральной части Самарского уездов в город Самару. Сообщение по этому тракту производилось не целый год, а в течение 4-5 зимних месяцев, когда возможно движение по льду. В остальное время года, ввиду отсутствия переправы через р. Сок и невозможности проложения прямой дороги берегом Волги, сообщение здесь прекращалось и происходило через село Красный Яр. Главное движение обозов происходило исключительно зимой и Царевщина составляла последний этап для них по направлению к Самаре; через нее проходили почти все грузы ржи, овса, которые направлялись к Самарской пристани.

Волжский краевед А.И. Рязапова рассказывает, что в 19 веке и начале 20 века царевщинцы одевались в обыкновенную русскую одежду. Мужчины летом носили армяки или кафтаны из домашнего черного или серого сукна, а зимой – полушубки. Зимой одевали и тулупы из овечьих дубленых шкур, шубы.

Зажиточные молодые женщины надевали кокошники, покрытые фатой или покрывалом из шелковой материи. Но такой убор встречался редко, лишь при венчании. В прочее время носили ситцевые платки. Бедные мужчины и женщины одевались больше всего в самотканые льняные или посконные рубахи, на ногах – лапти. Зажиточные мужчины носили кожаные сапоги, а зимой – валенки. Женщины – коты, башмаки или валенки. В урожайные годы женщины покупали ситцы на сарафаны и кофты, модные шали и платки. Мужчины шили себе кафтаны из фабричного сукна.

Пища сельчан: печеный ржаной хлеб, реже – пшеничный, ячменный, скоромные и постные щи из капусты, каша, горох, лапша, картофель, соленые огурцы, капуста квашеная, квас. Во время полевых работ в поле ели хлебную тюрю (накрошенный хлеб с водой), хлебали жидкую кашицу из разных круп.

На свадьбах и похоронах угощали вином, пирогами с кашей, луком,  капустой,  тыквой,  грибами,  калиной; блинами и оладьями. Случалось, что к праздникам зажиточные люди в городах покупали виноградные вина, лакомились пряниками, орехами, грушами. Бедные и экономные царевщинцы грызли семена арбузов, дынь, подсолнечника.

Царевщинцы жили в деревянных избах, срубленных преимущественно из соснового леса. Дома строили передней стеной на улицу с двумя, тремя, четырьмя, а у некоторых с пятью окнами. Крыли соломой, камышом, иногда тесом, то есть деревянными досками. В избах пол и потолок дощатые, печи с трубами, дома отапливались дровами.

Внутреннее убранство: в переднем углу – божница, на которой стоят иконы, ниже потолка – полати, кругом по стенам – широкие лавки для сидения и сна, а сверху вдоль стен – полки для всякой клади. В некоторых избах – печи и до передней стены – переборки. От дверей до стены – койники, то есть деревянные кровати. Сразу после избы – сени с чуланами и клетями (холодные помещения для муки, мяса и других предметов). Зажиточные или многосемейные вместо клетей имели через сени с передней избой другую избу или особую избу на дворе для ягнят, поросят или землянки для овец. Дворы обносили заборами или плетнями. Избы освещались лучиной, а появление первых керосиновых ламп было большим событием.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права . 5 марта 1861 года «Манифест» был прочитан в церквях. С момента публикации закона помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и приобретение недвижимого имущества на свое имя.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость.

Царевщинские крестьяне до 1861 года были крестьянами–оброчниками. В «Законе» земельный вопрос решался на основе соглашения сельского общества с помещиком.

Царевщинцы издавна любили заниматься хлебопашеством, хотя у них всегда было мало земли, но они или покупали ее у соседних крестьян, или арендовали на казенных участках. Несколько лет ушло у царевщинцев на разрешение вопроса о земле с владельцами села. Во время общественной неурядицы хлебопашество в Царевщине упало. Только уладилась их жизнь, они опять с жаром принялись за это полезное занятие, и природа щедро наградила этот труд крестьян. В 1870 году и озимые, и яровые хлеба уродились очень хорошо. Во время смуты, если валилась изба крестьянина, он и не думал оправлять ее, боясь, как бы и избу не отняли за оброк. Теперь все стали чинить старые избы, строить новые. Увеличивалось и поголовье скота: коровы, лошади, овцы.

Во второй половине 19 века главными занятиями сельских жителей Царевщины оставались земледелие и скотоводство. Царевщинцы выращивали озимую рожь, просо, овес, меньше – пшеницу, гречиху, горох, коноплю, реже –  лен, в огородах – картофель. Овощи выращивали для собственного потребления. Развивалось пчеловодство. Главным богатством считались пойменные луга, которые отличались обилием и доброкачественностью трав.

Не имеющие своего хозяйства люди, работали бурлаками, тащили баржи по 10-12 человек. Путь от Самары до Царевщины длился 3-4 дня. Зимой работали на кургане: ломали камень, возили в тачках по 30 пудов. От тяжелой работы не разгибались руки, кожа на руках лопалась. Мужчины рано становились инвалидами.

Из Царевщины в Самару ходили пешком, зимой ездили на лошадях, летом на лодках, так как моста через реку Сок не было.

В июле 1869 года высочайшая чета — наследник цесаревич Александр Александрович и его жена цесаревна Мария Федоровна — совершили путешествие по Волге и Дону. Они останавливались в селе Царевщина.

В конце 19 века в селе Царевщина насчитывалось 245 дворов, проживало жителей мужского пола 678 человек, женского пола 711 человек. В селе был один деревянный магазин, 5 бакалейных и 1 мануфактурная лавка. Имелась одна казенная винная лавка.

Еще раньше, в 1885 году, были проданы Е.В. Дашковой господские строения с имением Царевщина. Господский дом представлял собой одноэтажное здание на каменном фундаменте из соснового леса, в 17 венцов. Дом был покрыт тесом, половина дома была обшита снаружи. Дом в длину — 28 метров и 13 метров в ширину. Рядом  построен дом Алексей Веденяпинуправляющего имением Царевщина. В состав господских строений входили: погребица из соснового леса, баня, два хлева из соснового леса, три конюшни, навес между конюшней и хлевом, амбар, каретник, дом для псаломщика, сторожка.

Волжане часто вспоминают Алексея Васильевича Веденяпина, участника декабрьских событий 1825 года. Прапорщик 9 артиллерийской бригады был узником Петропавловской крепости. После суда был лишен всех званий и чинов, разжалован в солдаты и сослан в Верхнеуральский гарнизон. Затем служба на Кавказе. После окончания службы поселился в Царевщине, умер в имении бывшего министра юстиции Д.В.Дашкова. Похоронен за церковной оградой, у подножья Царева Кургана.

Школа

До 1867 года царевщинцы жили без  школы. Иногда только по 2-3 человека обучались на дому у священника, в свободное для него время. Но такой порядок мало служил делу распространения грамотности. Следовало открыть настоящую школу – в отдельном помещении и иметь свободного от других дел учителя.

Священник обратился к управляющему имением бывшей помещицы Дашковой с просьбой отдать под школу один из принадлежащих ей домов и получил согласие. За ее же счет  наняли учителя (за 180 рублей серебром в год). Закупили некоторые учебные пособия. Набралось около 20 мальчиков и девочек. Началось довольно успешное обучение детей. Первым учителем стал господин Покровский, прежде – певчий архиерейского хора. Покровский организовал хор из учеников и учениц, который пел молитвы во время литургии.

Через год после открытия школы Покровский оставил работу учителя. На его место приняли Борисоглебского. Но  быстро уволили. Обучение  возложили на местного дьякона Ташлинского, который проработал учителем до декабря 1869 года.

В начале 1869 года прошел слух о продаже царевщинского имения другому хозяину. Значит дом, занимаемый под школу, будет отобран, и стал ли бы новый хозяин содержать учителя? К счастью для царевщинцев открывались земства – учреждения, руководившие в селах делами образования, здравоохранения, строительства дорог, благоустройством. Этими обстоятельствами и решил воспользоваться священник Н.И. Ласточкин. Благодаря его стараниям был приобретен в собственность церкви дом. Он был поставлен в церковной ограде вместе с караулкой и комнатой для учителя. При содействии земства и Самарского училищного совета школа была обревизована в начале декабря 1869 года. Прислали нового учителя — Михайловского, обладающего педагогическим опытом. С этого времени начались регулярные занятия в Царевщинской школе, которая сначала являлась  церковно-приходской, а потом земской (т.е. содержалась за счет земства). В 1898 году  построили новое школьное здание из соснового леса на каменном цоколе. Школа была шириной в 3 сажени, длиной 13. В зимнее время тепло обеспечивали русская печь и голландка. Жители села обязаны были заготавливать для школы дрова.

В 1870-87 годах в царевщинской школе работал учителем А.П. Серафимов, который был любим учениками и уважаем взрослыми. Будучи бедным сам, он на свой скромный заработок содержал своего ученика, поступившего учиться в Самарскую учительскую семинарию. За свои заслуги он был награжден медалью «За усердие». Серафимов читает крестьянам книги исторического содержания, произведения Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Постепенно вокруг учителя образовался кружок. После смерти Серафимова деятельность кружка продолжает расширяться, его влияние на крестьян растет. Члены кружка выступили с инициативой перед односельчанами о возведении памятника учителю на площади перед школой. Губернатор запретил ставить памятник в Царевщине. Крестьяне не смирились с этим.

На территории царевщинского кладбища, на возвышенном месте, чтобы был виден с дороги, крестьянами села в апреле 1905 года установлен обелиск в память об учителе. Обелиск изготовлен из каменной глыбы, взятой из Царева Кургана. Работу по его изготовлению выполнял каменщик Иван Иванцов.

В 1889 – 1900 годах учителями школы были Вениамин Петрович Багратионов и его жена Прасковья Исаевна.

В 1900-1901 годах работали братья Петровы – Валериан Гаврилович и Гаврила Гаврилович.

С 1902 по 1916 год царевщинским двухклассным училищем руководил Авдеев Михаил Алексеевич. С ним работали учителя Родионов Иван Егорович и Жукова Пелагея Трофимовна. В 1906 году преподавали Константин Иванович Аккер и Варвара Николаевна Полозова, а с 1909 года Аделаида Васильевна Макрова.

История народного образования не сохранила имен всех заведующих и директоров царевщинской школы. Вот список директоров школы:

1934 – 1937 годы – Вишняков Серпион Федорович

1937 – 1941 годы – Милохов Ч.П. 1941 – 1944 годы – Рейц Евгения Львовна 1944 — 1947 годы – Кряжимская Зинаида Александровна 1947 – 1953 годы – Киш Михаил Ефимович 1954 – 1958 годы – Файнерман Арон Соломонович 1958 – 1966 годы – Почапинский Борис Самсонович 1966 – 1971 годы – Андреева Галина Федоровна 1971 – 1975 годы– Беккер Андрей Андреевич 1975 – 1989 годы – Нашиван Федор Михайлович 1989 – 2003 годы — Суслин Михаил Федорович С 2003 года  директор Волжской школы — Милютин Павел Анатольевич kartinnaygalereyvvoljckoqshkole

В 1961 году построена школа на 640 мест.

В поселке действовала  и школа рабочей молодежи, где обучение шло без отрыва от производства в вечернее время.

На уроках в Волжской школе широко использовался краеведческий материал, что вызывало огромный интерес у учащихся, многие из которых сами участвовали в сборе и обработке сведений из жизни родного села.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В начале 60-х годов школьники вместе с учителями по заданию института мировой литературы АН СССР собрали материал о писателе Скитальце (С.Г. Петрове), который навещал своих братьев Аркадия и Валерия Петровых – учителей царевщинской школы.

Старобуянская республика

Главные события  Самарской губернии в 1905 году происходили в селах и деревнях. С селом связана история “Старо-Буянской республики”. 13 ноября 1905 года в Старом Буяне, недалеко от Царевщины, были намечены выборы волостных должностных лиц. Но они не состоялись. Вместо них 12 ноября около 200 крестьян из Царевщины, вооруженных револьверами, кинжалами, с красными флагами и пением революционных песен приехали на подводах в Старый Буян. Вечером  собрали сельский сход. На следующий день жители Старого Буяна и Большой Царевщины утвердили «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению», где говорилось об упразднении царской власти на территории волости, об отмене всех распоряжений правительства, об учреждении народного суда.

Руководителями Старо-Буянской республики стали царевщинские крестьяне Атип Тимофеевич Князев, Порфирий Михайлович Солдатов, Лаврентий Никифорович Щибраев, Гаврила Михайлович Милохов (житель Старого Буяна), Писчиков и др.

Были составлены постановления о создании в волости народного суда и милиции, об отмене всех видов налогов, кроме волостного, об учреждении бесплатного образования и медицинского обслуживания. В селе сформировали и даже начали нести дежурства первые милицейские группы из числа жителей. Однако, ничего большего комитет народного самоуправления сделать не успел. Старобуянская республика была разгромлена всего за один день 26 ноября 1905 года, когда в село прибыли казачьи отряды и жандармы. Крестьянская дружина ввиду своей малочисленности вступить с ними в открытый бой не решилась. Крестьянская республика просуществовала 14 суток. Руководители комитета в полном составе были арестованы и приговорены к каторжным работам.

Историки считают, что первая русская революция дала нашей стране мощный толчок для демократических преобразований.

Поселок Волжский

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 1917 году в Царевщине установилась Советская власть. В 1925 году в селе образовалась комсомольская организация, в 1926 – пионерская. В 1926 году  открылась изба-читальня. Через два года в Царевщинской избе-читальне впервые в районе была собрана громкоговорящая радиоустановка.

В 1929 году крестьяне села объединились в колхоз, первым председателем которого стал Герасимовский.

Первым председателем Царевщинского сельского совета являлся Бугранов.

В 30-е годы прошлого века в Куйбышевской области планируется строительство гидроузла на Волге. В составе гидроузла намечены две гидростанции, одна из них у Царева Кургана. Плотина должна быть длинной — около 30 километров, которая поднимет волжские воды на 30 метров выше современного уровня. Гидроэлектростанция при плотине должна вырабатывать мощность полтора миллиона киловатт. Водохранилище предполагалось длиной в 600 километров. Первая очередь этого плана должна была осуществиться в 1943- 1944 годы, но этим грандиозным планам помешала война.

В годы Великой Отечественной войны 200 царевщинцев ушли на защиту Родины. Многие из них не вернулись домой, погибли на полях сражений.

В селе родились Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Мельников, полный кавалер трех орденов «Слава» Анатолий Николаевич Цыбарев.

17 мая 1961 года Большая Царевщина была переименована в поселок Волжский.

В начале 60-х в поселке начинается методом народной стройки строительство поселковой больницы. Клуб на 150 мест  располагался в приспособленном деревянном здании. В начале 80 –х было построено  здание Дома культуры в новом микрорайоне «Жилгородок». В 2011, юбилейном году, ДК  «Волжанин» капитально отремонтирован.

В 60-е годы в поселке действовали 4 торговых точки, столовая на 50 мест. Поселковый совет  располагался в одноэтажном приспособленном здании. Телефонная связь была в 1973 году рассчитана на 40 номеров. Бытовое обслуживание населения производилось силами КБО (комбинат бытового обслуживания). Производственные комплексы включали в себя: Сокское автотранспортное предприятие, опытно-экспериментальный завод, завод железобетонных изделий № 6, учреждение Ур 65/10, асфальтобетонный завод, Волжская база УПТО и КО объединения Куйбышевнефть, автоколонна 27 – й автобазы, лесхоз.

0_c2740_b21e930f_origВ настоящее время Волжский является поселком городского типа. Посёлок состоит из двух частей: нижняя часть, недалеко от церкви и верхняя часть — Жилгородок. Застройка первой характеризуется наличием сплошного массива «частного сектора», в Жилгородке преобладает высотная застройка. Во всех микрорайонах ведётся активное строительство.

С начала 2000-х годов основным направлением развития населенного пункта вширь стало западное направление: комплексы посёлков коттеджного типа слились единым массивом между собой и с посёлком Волжский, значительно увеличив суммарное население посёлка.

Хорошая транспортная доступность обеспечивается автотрассой Самара—Тольятти, и дорогой до посёлка Берёза. До ближайших спальных районов Самары можно добраться на автомобиле за 30 минут, общественным транспортом — за 40-50 минут, до Комсомольского района Тольятти — за 35-50 минут. Аэропорт «Курумоч»-  в 10-12 минутах езды на общественном транспорте. Через посёлок ходят автобусы общественного транспорта областного центра Самара. В посёлке расположены платформы Куйбышевской железной дороги № 151, 154. В 2011 году закончилось строительство крупной автотранспортной развязки, находящейся непосредственно на территории посёлка. Это позволило значительно улучшить экологическое состояние в районе, а также оптимизировать транспортный поток на направлениях Самара—Тольятти, Самара—аэропорт «Курумоч» и посёлок Берёза.

Другие достопримечательности поселка Волжский:

  1. Площадь Памяти. Центр поселка. Улица Кржижановского.
  2. Площадь Согласия. Жилгородок.
  3. Памятник учителю Серафимову (1905 год). Улица Волжская.
  4. Сохранился обелиск на могиле А.М. Серафимова, установка которого в апреле 1905 года вызвала начало крестьянских волнений, приведших к созданию Старобуянской республики.
  5. Царевщинский бор – памятник природы регионального значения. Начинается за Жилгородком, продолжается в сторону Малой Царевщины.
  6. Дюнное озеро– Царевщинское озеро. 1 км западнее поселка Волжский.
  7. Стела «Выпускникам школы, погибшим в Великую Отечественную войну», .2005 год Улица Князева, 62.
  8. В с.Большая Царевщина сохранился дом, в котором в 1902 году жил Г.М. Кржижановский — революционер, советский партийный и государственный деятель. — улица Г.М. Кржижановского, д. 32.

Г. М. Кржижановский родился 24 января (по новому стилю) 1872 года в городе Самара. В целях экономии, мать на летние каникулы закрывала городскую квартиру, семья собирала пожитки и уезжали в излюбленное местопребывания — село Царевщина. С раннего детства Глеб познакомился с жизнью бедняцких низов самарского мещанства, дикими нравами волжского купечества, с положением волжского крестьянства.

Село в те годы было революционным пунктом народников. Здесь впервые Глеб начал посещать ночные собрания, на которые кроме приезжих народников, приходили сын дьячка и несколько местных жителей. Будучи учеником пятого класса, он сам собирал в Царевщине большую компанию молодёжи и проводил с ней беседы, читал запрещённые книги. Об этом доложили губернатору А.Д. Свербееву. Свербеев устраивал у себя в губернаторском доме «литературные вечера», приглашал на них гимназистов и знал Кржижановского как первого ученика и чтеца стихов. Он вызвал его к себе и сказал:

«На тебя имеется донос, что ты якобы ведёшь недозволенные беседы с крестьянами. Предлагают исключить тебя из  гимназии как неблагонадёжного. Я сказал, что это всё вздор, и я тебя знаю…

… Но смотри, Глеб, погрозил он ему в заключение пальцем»

Отеческое внушение губернатора не могло остановить развития сознания молодого человека. Он всё больше проникался революционными идеями, но учился по – прежнему  прилежно, имел по всем предметам круглые «пять». Охотно помогал товарищам, нуждающимся в поддержке. Закончил Глеб реальное училище с медалью.

В 1902 году Г. М. Кржижановский работал начальником железнодорожного депо станции «Самара» и возглавлял Самарский центр ленинской «Искры», часто приезжал в Большую Царевщину, направлял работу местных революционеров.

Глеб Максимилианович Кржижановский был очень известной личностью как профессор и ученый – энергетик. Он до последних дней своей жизни не порывал связи с родными местами. Присылал в нашу школу подарки, книги, физические приборы, а учащиеся Больше – Царевщинской школы ездили к нему в Москву, в гости.

Письмо академика

О многих знатных земляках узнали учащиеся Больше – Царевщинской школы от стариков: о братьях Петровых, одним из которых был известный поэт Ски­талец, о лесничем Баумане, отце большевика Баумана, героя книги «Грач — птица весенняя».

А когда им сказали, что в их селе жил когда-то Глеб Мак­симилианович Кржижановский — тот самый Кржижановский, что вместе с Лениным составлял план электрификации России, ныне академик — они написали ему письмо. Очень скоро из Москвы пришел ответ:

«Дорогие товарищи!

Ваше письмо меня очень обрадовало. В моей памяти до сих пор живет Царевщина, как прекрасный уголок не только по красоте местности, но и по тому людскому составу, который с ранних лет моих воспитывал меня и заложил в мою душу неизгладимые воспоминания.

Именно знакомство с этими людьми породнило меня с ду­шой нашего великого народа, так превосходно представленной моими друзьями — царевщинцами.

Если хватит моих сил, я постараюсь вспомнить о встрече с этими людьми, вспомнить о царевщинских бурлаках, которые так  выгодно  отличались  от  мещанско-купеческого   населения тогдашнего города Самары.

Если позволят силы мои, постараюсь сделать для вас на­бросок моих воспоминаний, связанных с этим далеким прош­лым. А пока посылаю вам на память две книжки: описание моей жизни и сборник моих воспоминаний о В. И. Ленине.

Приветствую вас.

Г. Кржижановский».

В ГОСТЯХ У АКАДЕМИКА

В январе 1959 года страна отмечала 85-летие академи­ка Глеба Максимилиановича Кржижановского. Учащиеся на­шей школы деятельно готовились к этому юбилею. По реше­нию комитета комсомола, учкома и совета пионерской дружи­ны был объявлен конкурс на лучший подарок юбиляру, сде­ланный своими руками.

И вот наступил день, когда мы выехали в Москву, чтобы вручить подарки прославленному ученому, одному из близких друзей В. И. Ленина.

Заходим в дом, обыкновенный, ничем не примечательный. А вот и квартира № 4. Глеб Максимилианович, когда мы во­шли в его кабинет, пошел нам навстречу и просто, сердечно поздоровался. Мы ему передали подарки и красный галстук, в знак того, что дружина школы избрала его почетным пионе­ром.

Беседа продолжалась более двух часов. Глеб Максимилиа­нович рассказал нам о своей юности, о пребывании в Царевшине, о своей революционной деятельности, о дружбе с Лениным. Он расспрашивал нас о Царевщине, о нашей  школе, о людях села, которых он помнит.

Потом Глеб Максимилианович вызвал своего секретаря и поручил ему познакомить нас с Москвой. Дни пребывания в столице пролетели как в сказке. На машине академика нас возили всюду, куда мы хотели. Мы были в Кремле, в Мавзо­лее В.И. Ленина и И.В. Сталина, на стадионе имени В.И. Ленина в Лужниках, осмотрели университет на Ленинских Горах. Перед отъездом мы снова побывали у Глеба Максимилиа­новича и горячо поздравили его с присвоением ему звания Героя Социалистического Труда.

Н.МУРЕНКОВА —  учительница.

А.ПИМЕНОВ.

З. МАКСИМОВА — учащиеся

 

Если Вы никогда не были в наших местах, приезжайте. Мы уверены, Вы по достоинству оцените красоту и просторы на Волжских берегах.

Фотогалерея