Новый Буян

24601021

Новый Буян расположен на холмах и семи прудах в плотном окружении  вековых дубов и сосен. Село известно неповторимой родниковой  водой, местным  хлебом, терпкий аромат которого буквально пропитывает  воздух. Здесь умеют делать очень вкусную газировку и тающие во рту сладости. И люди зачастую рождаются особенные, талантливые, волевые. Они и складывают историю родного села.

В экономическом журнале, составленном в 1792 году, записано: «Сельцо Новый Буян, что ныне село и Сергеевка поселены на реке Буяне по обе стороны той реки  в 1742 году. IMG_4373Крестьяне русские перевезены из разных мест российских городов и уездов, которые промыслов никаких не имеют, а хлебопашество производят  довольное, а притом, имеют всякое скотоводство».

Село и его окрестности принадлежали князю Трубецкому, а впоследствии А.К. Ушкову. История происхождения названия села имеет несколько версий. «Буян» — обозначало открытое возвышенное место на ветру; базарную площадь; место на берегу для погрузки и выгрузки товаров. По одному из этих признаков наименовано селение, и, так как оно новое на реке Буян, то так и назвали «Новый Буян».

В 1773 – 1775 годах село Новый Буян входило в район восстания крестьян под предводительством Е. Пугачева. В 1758 году крестьяне села под предводительством Ермолова подняли бунт, отказываясь повиноваться властям.

Дом управляющего

domupravlyucegoВ 1795 году в селе насчитывалось 110 дворов, 996 человек мужского и 1046 женского пола.  Радовала золотом куполов церковь иконы Казанской Божьей Матери с пределом    св. Николая Чудотворца. Кипело производство на винокуренном заводе, на прудах реки  Буян – 4 мукомольных мельницы . (Сейчас река заметно обмелела, да и называют ее теперь  речка Буянка). Новый Буян входил в состав Ставропольского  уезда Симбирской губернии.

                                                                                                              Старый клуб

ctariiklub (1)К 1900 году село выросло до  451 двора и проживало в нем 2196 человек. В Новом Буяне появились две школы – земская и церковно-приходская, читальня — библиотека, бесплатная аптека М.Г. Ушковой, базары по субботам, паровая мельница, лесопилка, волостное правление и при нем земский начальник, заведующий военно-конским участком. В начале XX века в селе Новый Буян проводились ежегодно две ярмарки.

К весне 1918 года в селе установилась советская власть. 26 октября 1918 года  избран первый председатель сельского совета. Им стал И.А. Бурматнов.

Достопримечательности села Новый Буян

Украшением села Новый Буян является церковь иконы Казанской Божьей Матери, построенная в 1795 году на средства крупного помещика С.Г. Мельгунова. Сам храм был холодным, но имел теплый предел св. Николая Чудотворца. Автор проекта и руководитель строительства неизвестны. В дальнейшем храм достраивался еще 2 раза – в 1898 году (архитектор Хилинский) и в 1910 – 1911 годах (самарский архитектор Щербачев).

Храм имеет форму «корабельного» типа. В архитектуре такого храма три основных компонента: собственно храм с алтарем, трапезная, соединяющая храм с колокольней и колокольня. Действительно, такие церкви, если посмотреть на них с южной или с северной стороны, кажутся каменными кораблями, где колокольня – носовая мачта, трапезная – корпус судна, наконец, храм с алтарем – возвышенная кормовая часть.Главная

Закрытие и разорение церкви в советское время нанесли серьезный урон внешнему облику храма, уничтожили его внутреннее убранство, документы, книги, хранившиеся в церкви. Храм отдали под зернохранилище.

До восстановления церкви службы проводились в, так называемом, молебном доме, который находился в здании старой библиотеки. С осени 1995 года начались восстановительные работы. Сначала почти заново сделали трапезную часть храма, а потом перешли к ремонту собственно храма и алтарной части, а с праздника Пасхи, 19 апреля,  службы проводились уже в восстановленном храме.

Возле храма стоит здание из красного кирпича, сейчас там находится воскресная школа, а раньше там был дом священника. После прихода советской власти, его передали под родильный дом, а в 90-е годы 19 века там находилась поликлиника, пока не построили новое здание на территории больницы. Старый дом священника обветшал, и пришлось делать капитальный ремонт. Теперь здание не узнать, оно полностью преобразилось, как и церковь.  Дети с удовольствием посещают занятия воскресной школы.

Реконструированный дом священника:

_DSC8473

Народное училище

училищеПо соседству с церковью — храм знаний.  До 1993 года школа была восьмилетней, теперь здесь учатся дети в начальных классах. Если посмотреть на здание, то можно увидеть, что оно построено из двух частей – новой (из белого кирпича) и старой (из красного). Свое начало учебное заведение берет с 1900 года. До осени 1901 года преподавание велось во временном здании, пока не построили каменное. Школа была двухклассная, обучение длилось пять лет. Дети изучали: русский язык, славянский язык, литературу, арифметику, геометрию, историю, географию, естествознание, черчение, пение, «Закон Божий». Первый выпуск состоялся весной 1902 года, школу окончили 11 человек. Ученики первого выпуска, как говорят, все «вышли в люди». Впоследствии 5 человек стали учителями, один — архитектором, три человека — бухгалтерами, один стал священником, а один даже епископом.

Но это была не единственная школа в Новом Буяне. Самую первую школу открыли в 1880 году –  начальную народную школу 1 разряда Министерства народного просвещения по 5-му благочинскому округу Самарского уезда. Законоучителем являлся  приходской священник Михаил Николаевич Болотов. Учитель из крестьян, окончивший курс в Казанской учительской семинарии, Семен Львович Васильев.

В 1894 году приступила к работе церковно-приходская школа. Из воспоминаний коренного жителя Нового Буяна Н. Сарафанова: «В конце 19 века в селе имелась земская школа, в которой учились только мальчики, и церковно-приходская, в которой учились только девочки. Главным предметом являлся «Закон Божий».

Народное училище, 1900 год:

_DSC8480

Спиртзавод:

Постройка каменной школы тесно связана с постройкой спиртзавода в Новом Буяне. К 1900 году старое здание винокуренного завода, построенное в 1791 году, обветшало, а так как винокуренное производство приносило большой доход, то помещик А.К. Ушков решил построить новый. Но где? Строить завод на старом месте не позволил грунт, Ушков решил Спиртзавод1построить на горе, где он стоит теперь, но земля эта принадлежала Новобуянскому обществу. Собрали сход, на котором А.К. Ушков обратился к обществу с предложением поменяться территориями. Строить завод на своей земле, удаленной от воды, ему было не выгодно, так как воды заводу требуется очень много, а доставка ее обойдется слишком дорого. За обмен земли А.К. Ушков обязывался построить двухклассную школу, содержать ее, отапливать и оплачивать содержание обслуживающего персонала (кроме преподавателей, которых оплачивало земство), снабжать школу учебниками, тетрадями, бумагой и всеми школьными принадлежностями. Сельское общество согласилось на обмен, а помещик А. Ушков тут же приступил к постройке завода и школы. Это было весной 1900 года, а в 1901 году здание возвели, и как будто все было в порядке. Новый Буян получил школу, не понеся никаких материальных затрат, но впоследствии это «благодеяние» дорого обошлось населению.

Завод  построили на горе, а внизу под горой находился пруд, который в то время служил главным источником питьевой воды для всего населения. Весь пруд занимал территорию около 2-х гектаров и был глубиной от 3-х до 4-х метров. Водоем постоянно пополнялся свежей водой из окружающих источников, которыми Новый Буян в былое время был очень богат. С постройкой завода все отбросы потекли в пруд, сделали воду непригодной для питья.

Впоследствии новобуянцы поняли, как их жестоко обманул помещик, но сделать уже ничего не могли. Прекрасный водоем превратился в болото, через которое ходили куры в летнее время. В 90-е годы прошлого века пруд восстановили, а на спиртзаводе  соорудили современные очистные сооружения. Теперь водоем радует новобуянцев своей красотой. Каменное здание спиртзавода, построенное в 1901 году, и сейчас в хорошем состоянии, а его продукция славится по всей России и экспортируется в страны дальнего зарубежья.

Среди достопримечательностей села также конюшни  и конный двор 1915 год.

Любопытна прогулочная аллея конца 19 – начала 20 века.  Тенистая благоустроенная тропа вела от винокуренного завода к очень живописному Верхнему пруду, на котором находилась лодочная станция. Раньше аллея с водоемом были доступна только Ушковым и их гостям.

Село Новый Буян имеет несколько микрорайонов: Лесхоз, Нагорновка, Киселевка, Рига, Кузнецов Дол, Кулацкий поселок, Горьковский поселок, Совхоз, поселок Восточный.

Каретный двор. 1915 год. Сохранились стены. Какое имение без каретного двора или сарая?  Ведь помещики того времени передвигались в каретах, возках, бричках и других видах передвижения.  Естественно, их нужно было не только где-то держать, но и ремонтировать время от времени.

Новобуянские праздники

Самыми яркими, конечно же, всегда получаются общие праздники, на которые собираются все жители села. Среди них особое место занимает водный праздник День Нептуна, который стал традиционным для Нового Буяна.

neptun (1)Празднование Дня Нептуна начинается с раннего утра. На пруду «Студеный» играет музыка, оглашая окрестности, привлекая народ. Проверяются спортивные принадлежности, проходит тренировка самых заядлых прыгунов с трамплина и, конечно же, набор свиты для Нептуна. Надо заметить, что свита, набирается прямо на пляже из числа желающих. Их задача по приказу грозного, но справедливого царя Нептуна, не оставить на берегу ни одного «сухого» человека. К 12 часам глашатай оповещает всех присутствующих о прибытии на праздник царя Нептуна, его встречают по традиции шумом, гамом, улюлюканьем.

Этот праздник построен, в основном, на спортивных соревнованиях на воде: прыжки с трамплина, перетягивание каната на воде, волейбол, гонки на лодках, надувных матрасах. Не остаются без KVhyaWaYMf0внимания и самые маленькие участники праздника, которые самостоятельно могут играть только на песке. Для них проводится традиционный конкурс «Замок на песке». Для девушек — конкурс «Королева праздника». За это звание желающим предстоит побороться в трех отборочных конкурсах. Нужно угодить царю одеянием русалки, провести игру с детьми и устроить танцевальное шоу на воде. Ближе к вечеру вся праздничная процессия перемещается на площадь перед сельским Домом культуры, где их ждет танцевальная вечеринка.

 

Село Новоурайкино

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Жители села относятся к этнографической группе мишар. Об этом сказано в одном из исторических трудов известного татарского историка  Гумера Ахмерова, который жил на рубеже середины 19-ого —  начала 20-ого века.

По другим данным, основатели Новоурайкино относились к служивым татарам,  охранявшим переправу через реку Волгу у села Ширяево.  После того, как граница Российской империи передвинулась на юг, надобность в службе татар отпала.  Их перевели в разряд удельных  крестьян и наделили землёй в Ставропольском уезде Новобинарадской волости (удельные крестьяне – это крестьяне, которые не       отрабатывали барщину, а платили денежный оброк, и этот оброк собирали старосты).

В 1863 году произошёл отмен удельной деревни, и крестьяне получили волю. Средний размер земельного надела составлял 6,3 десятин (1,1 га). Несколько семей имели пчел.

В основном, жители села жили бедно, так как страдали малоземельем.  Подкосили Новоурайкино два крупных пожара и  массовый падёж  скота.

В селе существовала мечеть, при которой имелось медресе. В этом начальном учебном заведении мулла обучал мальчиков, а его жена (остабикэ) —  девочек. Фактически, у населения была 100% грамотность,  они владели арабским и персидским языками, умели читать,  писать и толковать коран и сунжу. Жители села отмечали мусульманские праздники сабантуй, нардуган, мусульманский Новый год (март).

Всё это было до революции 1917 года.

В 1929 году  организовали колхоз «Труд», который в результате укрупнения вошёл в состав самого большого в Самарской области  картофелеводческого хозяйства —  совхоза им. Максима Горького. Самым значительным картофельным полем по области располагал  совхоз — 2100 га. Из них 600 га. — принадлежало с. Новоурайкино. Один из известных бригадиров по картофелеводству являлся уроженцем  Новоурайкино — Шакуров Н. Шайх., член Куйбышевского обкома КПСС.

Жители села принимали участие в сражениях на фронтах первой мировой  и гражданской войны в составе частей рабоче-крестьянской  Красной Армии.

На фронтах в годы Великой Отечественной войны сражались 60 человек. В 1975 году в селе  построена неполная средняя школа, где обучались дети из Новоурайкино и  соседнего села Михайловка.

В настоящее время  Новоурайкино насчитывает 110 дворов, 204  жителей. Большую часть из них составляют пенсионеры. Многие имеют звание «Ветеран труда», всю жизнь проработавшие трактористами, доярками, скотниками.

В 1989 году 19 ноября в селе открылась новая мечеть, построенная жителями.

В Новоурайкино родился и проживает художник Гайнуллин Кетдус Юнисович. Картины его очаровывают. Хочется попасть на написанную им  зеленую поляну или в зимний лес хоть на мгновение. Трехлетним ребенком Кетдус впервые проявил свои художественные способности, нарисовав… чертенка. И таким он получился забавным, что отец, взглянув на рисунок, произнес:

«Ну, сын, быть тебе художником».

Первая выставка рисунков Кетдуса  Гайнуллина, ученика 5 класса, была организована в Новобуянской школе. Юный художник получил тогда первое  признание.

К. Гайнуллин, Новый Буян:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Фотогалерея