Храмы

Храм в честь Рождества Христова,  Волжский

Volgsky_s-1280x747

У подножия Царева Кургана  находится Христорождественская церковь. В 2013 году она отметила 180 -летний юбилей. Это один из главных шедевров архитектуры классицизма Самарской губернии. Волжский храм очень  напоминает своих каменных ровесников на Неве. Его строительство  велось одновременно с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

История храма загадочна и тесно переплетается с историей самой местности.  Возможно, что он был построен помещицей Дашковой, которая была владелицей тех мест. Есть предположение, что храм воздвигнут по тайному распоряжению Императора Александра I. В 1824 году он побывал в этих краях, поднимался на курган.

Много унижений и равнодушия за свой век повидал этот красивейший величественный храм. В былые времена за Волгой заканчивалась Российская Империя. Преступников высылали сюда, подальше от мирных граждан и здесь  на гуляй-поле жил вольный бесшабашный люд. Долгие годы необычайная своим благолепием местность служила пристанищем разбойников.  Они облюбовали курган, с которого раньше прекрасно обозревалась вся округа. Сделали холм смотровой площадкой и грабили проплывающие мимо суда. Говорят, что Петр Первый,  разгневанный  этими разбоями,  издал Указ снести с лица земли Царевщину. Но война со шведами помешала его  планам.

Итак, коренному населению, в венах которых бурлила, через чур буйная кровь, миролюбивые законы христианства были чужды. Они храм Божий обходили стороной. Местным священникам всегда было очень трудно гасить преступные страсти на селе, призывая к любви и согласию.

Осталась одинока в своих страданиях Христорождественская церковь  и когда грянул жестокий семнадцатый. Царевщинцы равнодушно отнеслись к поруганию местного храма – «Нет храма, и не надо!».  Холодность в селе проявили и к судьбе своего батюшки – отца Константина. В 1918 году большевики забрали его прямо во время Богослужения, увезли на берег реки «Кинель» и расстреляли. В 2001 году священномученик Константин Сухов, причислен к лику святых и сегодня его икона в храме одна из самых почитаемых.

В 1969 году по инициативе Московских ученых начнется реставрация храма. Но продлится она недолго. Поговаривают, что это было лишь формальностью, прикрывающей поиски клада.

И лишь спустя 20 лет начнется возрождение храма  и вместе с ним морального облика сельчан.  Селу будет милость Божия с приходом Владимира Назарова, по мирской профессии художника-реставратора, который станет настоятелем Христорождественского храма.  «Окна разбиты, полы из толстенных плит разворочены, стоят дыбом, сверху слой жуткой грязи и мусора, кругом нецензурные надписи, на крыше уже прорастают деревья. Ни света, ни газа, ни воды, ни отопления» – в  таком состоянии предстала многострадальная церковь перед ним. На дворе стояла зима. Затянули окна целлофаном в два слоя, нашли «буржуйку» на солярке и при температуре + 1 градус начали ее  реконструкцию. И уже весной, на Пасху отец Владимир провел свое первое Богослужение в возрожденном храме.

Первыми  прихожанами  восстановленной церкви стали переселенцы из Буяна, Бинарадки и других окрестных сел. Окаменелость душ коренного  населения  неустанными стараниями и молитвами  отца Владимира рушилась долгие годы.  И сегодня благодаря местной церкви и ее батюшке в поселке Волжском восстановилось духовно-нравственное благополучие.

  В юбилейном для Христорождественской церкви, 2013 году, отца Владимира не стало. В настоящее время настоятелем храма является сын Владимира Назарова – отец Михаил. Он продолжает дело всей жизни своего отца, заботясь о прихожанах и столь много повидавшей церкви.

В Царевщине отбывал ссылку и похоронен в 1847 году у алтаря церкви декабрист Алексей Васильевич Веденяпин. Очень образованный человек.  Служил управляющим у Дашковых. Храм в разное время в ходе своих самарских визитов посетили два Патриарха: осенью 1999 года Святейший Патриарх Алексий II, а в октябре 2008 года Митрополит Кирилл — ныне Патриарх Московский и всея Руси. В память о посещении Патриархом Алексием Вторым храма Большой Царевщины остался бесценный дар Святейшего — Владимирская икона Божией Матери. Народная молва сообщает, что Патриарху поднесли воды со святого источника, которая ему очень понравилась.

В храме также сегодня находится  список, сделанный в Раковском женском монастыре с чудотворной иконы «Взыскание погибших», той самой, что приплыла по Волге  и теперь хранится в «Покровском соборе». В свое время владыка Иоанн поручал эту икону отреставрировать художнику — Владимиру Назарову и когда тот стал служить в Царевщине, Иоанн отдал ее в местный храм. Неоднократно икона приходила на помощь молящимся, являя  чудеса исцеления и избавления от различных житейских бед и укрепляя веру прихожан, которых с каждым годом становится все больше.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, Калиновка

DSC85111 Старинный, просторный, высотой 15 метров, залитый солнечным светом храм. Удивительное своей Благодатью, намоленное место. Невероятны истории церковных образов. Иконы от времени потемнели.  Но Благодатный Дух, нисходящий во время Богослужений их преображает, обновляет. Они светлеют! 3_1-300x2051На стенах церкви была роспись. После революции ее практически  всю уничтожили, смыв керосином. То, что не удалось уничтожить, закрасили. Но фрески – проявляются! Службы здесь пролетают незаметно, как один миг, осветленный духовной радостью. Люди, побывавшие в калиновском храме однажды, возвращаются, как правило, сюда еще и еще.

0_16c6a_cd2db767_L1История церкви начинается в 1769 году.  Для крещенных в православную веру калмыков в Кобельме (ныне Калиновка)  построили деревянную церковь. В 1842 году от природы неусидчивый на одном месте народ  покинул Кобельму, отдав все свои земли, пастбища, луга местным крестьянам. В 1885 году церковь сгорела. В течение года решался вопрос о ее воссоздании. В результате, Архиепископ Самарский Петр повелел строить каменный храм.

Воздвигался он уже не на государственные средства, а на деньги прихожан. Большую помощь оказали местные купцы, жители Кобельмы  — Войтниковы.

1 сентября 1902 г. храм освящен епископом Самарским Преосвященным Гурием.

С 1936 по 1988 год храм  служил зернохранилищем.

Когда истина православия одолела реакционное настроение, на церковь вновь воздвигли крест.  Колокола победоносно зазвонили, неся ни с чем несравнимую духовную радость.
Настоятелем храма с 7 августа 2012 года является протоиерей Михаил Юдкин. В 8 километрах от села находится святой источник

 

 

Храм в честь Михаила Архангела, Русская Селитьба

222

Русскоселитьбенский  храм — один из древнейших, сохранившихся на территории Самарской области.  Образец православной храмовой архитектуры.  День его рождения -1 октября 1829 года. Наречен  в честь святого Архангела Михаила.

Строительство церкви велось в течение 25-ти лет. Проект  задумали ещё в 1804 оду. Первоначально  храм был корабельного типа.  В 1860 году  его расширили за счет возведения северного и южного пределов. В 1930 году  церковь   закрыли  для Богослужений. Колокол сняли  и отправили  на переплавку в Сергиевск. Само здание передали колхозу под зернохранилище.

В 1989 году началось восстановление храма. 4 марта 1992 году службы возобновили.

В церкви сохранилось много старинных, намоленных  икон, зачастую мироточащих, сердечное обращение к которым  помогает и исцеляет.

Русскую Селитьбу считают местом силы.   Уютная долина в подкове холмов, покрытых лесом, с разных сторон к которой сбегаются  благодатные ручьи  с хрустальной  родниковой водой.

Приход в честь Архистратига Божия Михаила, Красный Яр

DSC2948

До революции в Красном Яре была одна  из крупнейших церквей губернии, названная именем Архистратига Михаила Архангела.

Белокаменный, златоглавый храм находился на месте современной  музыкальной школы и Дома культуры «Мечта». Каменные дома священнослужителей сохранились до сих пор. Они расположены напротив здания узла связи. Если во всю силу звучал колокол, который весил 220 пудов, то его звон во времена сильных зимних буранов был слышан на несколько десятков километров. Это помогало не заблудиться обозам, идущим из Кошек, Сергиевска и Самары.1101

На открытие храма приезжали его святейшество владыка Самарский и Сызранский Епископ Серафим, священнослужители Москвы и Петербурга, других епархий, Губернатор Самары Александр  Дмитриевич Сверебеев.

С годами церковь становилась все богаче, золотом и серебром отливались оклады старинных икон, драгоценными камнями инкрустировался алтарь, лампады, ризы. Храм оказывал помощь своим прихожанам и государству, воинствам и монахам.

Бурные революционные события прокатились ураганом по всей России, утопив в своих объятиях и Красноярский храм. Нелегкая выпала участь на долю священника Виктора Альбокринова и отца Веденского, дьяка Александра Никольского, служивших в храме до 1920 года, когда в одно мгновение от мощного взрыва рухнула златоглавая церковь, уронив свой крест и колокол во тьму времени. На 70 лет.

История возрождения храма началась благодаря пенсионерке Екатерине Сергеевне Лозовик. Благодаря ее активности, прихожанам было отдано бывшее здание правления красноярской волости. Шел 1997 год. Все лето велись в храме реставрационные работы, возводился иконостас. Его делали замечательные художники: С. И. Кудрявцев, А.В.Андреев, А.А. Васильев.  И, наконец, в пасмурный октябрьский день верующие с огромной радостью увидели то, чего ждали долгие-долгие годы – на храме красовался златоглавый центральный купол, крест которого был обращен на восток!

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, Новый Буян

24429_20130701_182617

На заповедной территории Самарской Луки, вдали от больших городов и федеральных трасс, на холмах, окруженных густыми  сосново-дубовыми лесами  и ожерельем из реки с семью огромными кристальными  прудами,  находится село Новый Буян. В лесах  великое множество  грибов и ягод, в прудах — рыбы. А еще здесь земля рождает удивительную, мягкую, вкусную воду.  Столь восхитительные окрестности  покрывает  благодатным колокольным звоном  красавица — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храм, если смотреть на него с южной или северной стороны, напоминает большой каменный корабль. А внутреннее убранство и вовсе завораживает. Местный  художник А.Ю. Киреев  приложил огромные старания, расписывая своды своей церкви. А сохранилась до наших дней  новобуянская церковь чудом и Божией милостью.

В 17-е годы процветающий, построенный  в 1795 году на средства местного помещика С.Г. Мельгунова храм,  разорили и порушили.  Уничтожили внутреннее убранство, церковно-приходскую летопись,  а позже поруганную церковь  отдали под зернохранилище.

Вера была в селе сильная. В 30-е годы новобуянцы  даже соорудили в лесу подземную церковь, чтобы молится Богу. Входили в глубокое освященное подземелье через дупло большого дерева. Но кто-то богомольцев выдал. Дерево стало свидетелем их казни.

Храм хотели совсем стереть с лица земли. Пригнали трактор, накинули на колокольню металлическую «удавку», затянули петлей. Осталось только «дернуть трактор».  Но тракторист  не посмел, наотрез отказался управлять трактором, сказав: «У меня бабка верующая, она мне задаст!».

Кинулись к прохожему, который поставил условие: «Нужна бутылка!». Нет проблем, ради такого-то дела.  Побежали в магазин. Вокруг уже собрались люди. Среди них оказался инженер-механик, который сказал: «Трактор на две части развалится, а колокольня устоит». Так и случилось.

Церковь пытались разрушить неоднократно. Но все было безуспешно. Она выстояла, а «удавка» из троса так и провисела на колокольне вплоть до начала восстановления церкви.

А началось оно в начале 90-х  по инициативе Владимира Назарова, будущего настоятеля церкви  поселка Волжский. «Колокольня  наклонилась в овраг, алтарь упал. От церкви остались  лишь четыре колонны и свод» — в таком состоянии он нашел храм, который продолжал разрушаться уже под спудом времени.

«В Буяне я начал фундамент разбитого храма обделывать. На меня смотрят, как на сумасшедшего. Ни денег нет, ничего — а он фундамент делает! Ладно, смейтесь! А я делаю процесс необратимым.   И,  когда стены поднялись на два метра, директор новобуянского спиртозавода сказал мне: — Ты что делаешь! Нам же теперь волей-неволей придется храм строить!..» – вспоминал отец Владимир.

Так и вышло. Местные подхватили благую инициативу и очень активно взялись за дело. И уже  3 ноября 2001 года, после семидесятилетнего забвения, накануне престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, окрестности села огласил колокольный звон.

Сегодня новобуянская церковь – центр культурно-духовной жизни на селе.  При храме действует воскресная школа, в которой традиционно  проходят встречи  детей  из всех населенных пунктов Красноярского района.  Ребята  приезжают сюда со своей концертной программой, поделками, рисунками. В церкви очень богатая библиотека духовной литературы. А настоятель храма, протоиерей Иоанн Гончаров написал и издал три, очень востребованные у прихожан, книги.

 

 

 

Храм в честь бессеребряников Косьмы и Дамиана, Новосемейкино

cerkov1

Гостей Новосемейкино приветливо встречает красавец – храм. История святой обители, как и других ее златоглавых сестер – великомучениц, тернистая.

В 1848 году  в центре поселка возвели  деревянную церковь на каменном фундаменте, с колокольней. При храме действовали школа и библиотека. Спустя полвека здание обветшало.

В 1900 году  на строительство каменной церкви из губернской казны выделили огромную по тем временам сумму — 37тыс. 300 рублей. Но процесс рождения нового храма очень тормозила 1-ая мировая война и неурожайные годы. Лишь через 16 неспокойных, трудных лет в 1916 году  храм  освятили  в честь  чудотворцев Космы и Дамиана.

Радость прихожан длилась недолго. Через год  явилась красная чума. Новосемейкинский батюшка пал ее жертвой – был расстрелян.  Совсем юную церковь грубо заколотили гвоздями. А в 1932 году  златоглавой  прекрасной пленнице тоже вынесли смертный приговор. Старожилы поселка  вспоминают, что рушили храм  трое сельчан – безбожников.  Все они погибли лютой смертью.  Одного зарезали в пьяной драке, другой утонул, третий попал под поезд.

А на поселок, почти на 70 лет опустился мрачный туман  без церковной  жизни.

Свет Благодати начал пробиваться в  Новосемейкино в 1994 году с открытием молельного дома в здании бывшей библиотеки. Вера, забитая молотками, постепенно начала расправлять крылья. Сердца оттаивали и молельный дом уже не вмещал прихожан.  Они молили Создателя о церкви. И вновь начался долгий тернистый путь ее строительства.

Прихожане–бабушки  несли свои крохи с пенсий и складывали в копилочку на строительство храма. Потом подключились местные предприниматели, руководители поселка и района. Процесс пошел веселее.  14 октября 2000 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в новом храме,  затая дыхание, служили  первую Божественную Литургию.

Храм в честь Михаила Архангела, Большая Каменка

9111

Большая Каменка некогда соответствовала своему названию. Село было крепким, процветающим. В начале 20 века численность ее населения составляла 4500 человек. Позднее этот монолит словно дал трещину и стал постепенно распадаться по частям. Коренные жители покидали родные дома, вода уходила из недр земли. В начале текущего века численность населения колебалась около 1000 человек. Темные, безликие, заколоченные окна многочисленных заброшенных, заросших бурьяном домов смотрели пустым, безжизненным, вопиющим взглядом.  Почему, что за раскол опустошал этот уголок земли?

«Отец наш, видящий тайное, воздаст нам явно»- слова из Писания. Может быть, «корень зла» в следующей хронологии?

В 1776 году в поселении Большая Каменка была построена деревянная церковь им. Михаила Архангела. В 1855 году церкви принадлежали  лавка, дом, 33 десятины земли. Священник получал 75 рублей серебром в год. В приход входила деревня Малая Каменка. Среди прихожан были дворяне, крестьяне, чиновники: 1497 мужчин, 1824 женщины, 1374 двора.

До злополучного 1917 сюда, к святым образам с открытыми  сердцами, со  своими надеждами и чаяниями нескончаемым потоком текли люди. Кровавый год сменил величественное убранство храма другими декорациями. Большевики, уничтожив церковь, сделали на ее месте  увеселительное заведение, называемое клубом. 1 января 1973 года пожар положил грозный конец  гуляньям под сводами храма. На этом месте долгие годы оставался мрачный пустырь, словно черное пятно на совести людей.

В 2006 году  по инициативе местных жителей началось воссоздание поруганной церкви.   Организовали акцию “Милосердие”. Ученики большекаменской школы,  а также жители всего поселения собирали деньги на возведение церкви, продукты для строителей, собирались на субботники по оказанию помощи строителям.

В 2009 году первый раз за долгие годы местные окрестности освятил целебный звон церковного колокола.

Живительная влага вернулась в  земные сосуды села.  Большая Каменка начала возрождаться.

Что ни говори, а православная вера — основа русского духа. Церковь на селе – огромная очищающая сила, без которого нет целостного гармоничного течения жизни. Разрушенный храм будто опустошал все поселение. Возрождение храма Михаила Архангела  вернуло гармонию в сердца людей, словно зайчик на отмытом стекле, словно солнечный лучик надежды, постепенно смывающий, наконец, это черное пятно с нашей совести.

 

 

 

 

Памятный крест на месте расположения храма в честь Архангела Михаила, Хилково

mesto-byivshey-tserkvi

В 1914 году в селе Хилково  на  пожертвования купца И.Г. Курлина, владевшего в то время  здесь землями,  восстановили сгоревший в 1913  году храм.

Иван Георгиевич не только давал деньги на стройматериалы и оплату бригады плотников из епархии, но и выделял в помощь своих работников.

Высота  церкви  достигала 34 метров. Престольным праздником прихода являлся  Михайлов день (21 ноября).

Священник Сосипатров и крестьянин А. Селезнев  открыли  при храме бесплатную столовую «для беднейших крестьян». Она действовала  до 1 июня 1892 года.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAРядом с  церковью находилось небольшое кладбище. По всей вероятности, здесь похоронен брат писателя  Алексея Толстого — Михаил.  Подтверждением тому служит  найденная здесь  старожилом села Елисеевым С.С.  серебряная   надгробная табличка со словами «Графу Михаилу Толстому». К сожалению, она утеряна. Не удалось, увы, сохранить и золото, обнаруженное около бывшей церкви  во время раскопок.
Стремительное, зачастую нещадное, течение времени не оставило «камня на камне»  на месте крупного прихода, объединяющего под своей сенью окрестные села  — Александровку, Михайловку, Костливцево   (Старые Каслы), Березовку и Екатериновку. В 1929 году  Михайло-Архангельскую  церковь не колеблясь стерли с лица земли. Сегодня на ее могиле —  памятный крест.
Осталось село без «головного убора». «Плохая деревня без шапки», говорили хилковчане в старину,  имея в виду, что шапка — это крест на куполе церкви. Но Господь милостив, Он, несмотря ни на что, являет Свое небесное покровительство этому старинному населенному пункту.  До сегодняшнего дня сохранился  овраг с родниками, вода в которых считается целебной. Еще в незапамятные времена  сюда приходили молиться верующие, чтобы вызвать дождь во время засухи. А в ближайших планах хилковчан строительство деревянного храма. Место определено – на территории сельского парка.    И в скором времени село вновь покроет благодатный колокольный звон.