Красоты района кистью художника

0331

Волжское раздолье, живописные места в окрестностях небольших сельских поселений всегда располагали художников к творчеству. В Царевщине (Волжский) великий И. Репин писал  этюды о реке Волге, ее тружениках-  бурлаках.

Здесь же работал над пейзажами С. Южанин.

Многие самарцы знакомы с творчеством  красноярских художников О. Емельянова, К. Гайнуллина, А. Малыгина, М. Бинарадского и др.

Художники  часто проводят пленэры на территории нашего района.

В Красном Яре действует  школа искусств, где воспитывают юных художников.

Приглашаем вас ближе познакомиться с красноярскими художниками, побывать у них в гостях, в их «святая святых», где  рождаются удивительные полотна, увидеть пленительную красоту мироздания, окружающую и вдохновляющую  наших мастеров.

Илья Ефимович Репин

репин

История создания Ильёй Репиным картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге «Далёкое — близкое».

Однажды, в 1869 году, еще в бытность Репина в Академии, приятель – «большой затейник по части новизны впечатлений» — утащил его покататься на пароходе: «Поедем завтра на этюды по Неве до Усть-Ижоры. Посмотрел бы ты, какие берега!».

«Погода была чудесная. К раннему полдню мы проезжали роскошные дачи… все это оживлялось блестящей, разряженной публикой, великолепным цветником барышень… Моя живая картина была само солнце без пятен… — Однако что это там движется сюда? – спрашиваю я у Савицкого. – Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?

— А! Это бурлаки бечевой тянут барку…

Приблизились. О, боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу… И что я вижу! Эти промозглые страшные чудовища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар…

— Однако, это ужас, — говорю я… — Люди вместо скота впряжены!…».

Репин долго «не мог отделаться от группы бурлаков».

И вот, однажды к нему зашел Федор Васильев: «А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое?.. Я бы на твоем месте поехал на Волгу – вот где, говорят, настоящий тип бурлака…».

С большим трудом приятелям удалось организовать поездку на Волгу. Отправлялись студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Ильи студент консерватории Василий Репин. Почти всё лето 1870 года молодые люди провели на Волге — в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей.

«…Что всего поразительнее на Волге – это пространство. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора. Еще с середины реки… видишь на гористой стороне по световой полоске каких-то комаров. Боже, да ведь они шевелятся и едва-едва движутся вперед… А это что за волосок тянется к нам? Да ведь это бурлаки тянут барку бечевой по берегу гористой стороны».

В тех местах до сей поры существует множество небольших бугорков вдоль волжского берега. Иные обозначены камнем, иные нет. Это бурлацкие могилы вдоль старых троп над Волгой.

«Хомутайсь!» — командовал коренник, и оставшиеся, только что закопавшие товарища, брели дальше, пополняя свои ряды в городах и селах.

burlak

Кто шел в бурлаки? Безработные и голодные – «зимогоры», как говорили тогда. «Крючники» (грузчики) с волжских пристаней. «Мальчиши-оторвы» — подростки, оторвавшиеся от своих бедных многодетных семейств. Хозяин расшивы пробовал бурлаков: «Толкни-ка шестнадцать пуд»; «пробежись-ка в гору»; «оттащи плот против течения». Иногда кровь шла горлом после такой пробы, падал и зимогор, и мальчиш-оторва.

Оставались в бурлацкой ватаге люди особой стойкости и силы. Вот в них-то и всматривался Илья Ефимович Репин. «Против чистой золотой косы-отмели… мне слышен всякий звук и хорошо видны все фигуры и лица бурлаков… Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да, что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное – цвет его лица! Что-то в нем восточное, древнее. Рубаха ведь тоже набойкой была когда-то… Но разве это возможно разобрать? Вся эта ткань превратилась в одноцветную кожу серо-буроватого цвета… А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб… Рубаха без пояса, порты отрепались у босых черных ног!» Так Репин встретил одного из любимейших своих героев – Канина.

«…Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне; я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи…».

Целую неделю я бредил Каниным и часто выбегал на берег Волги. Много проходило угрюмых групп бурлаков; из них особенно один, в плисовых шароварах, поразил меня… Но Канина, Канина не видно… Ах, если бы мне встретить Канина!…»

Наконец, Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщине. Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете.

«И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина! Это было большим моим праздником».

«Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды… Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова… был похож на святого…».

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник — со временем сложился его замечательный Канин.

Сергей Никитич Южанин (1862 — 1933)

Еще сравнительно недавно имя этого талантливого человека находилось в забвении. Оно возвращено в наш культурный обиход во многом благодаря заботам дочери художника, Ю.С. Южаниной (1889-1965), сохранившей наследие отца, энтузиазму коллекционеров и инициативе Самарского художественного музея, осуществлявшего закупки произведений Южанина в течение многих лет.

Свидетельства о творчестве забытых художников всегда ценны. Но иногда они становятся поистине драгоценными. Именно это произошло на выставке «Возвращение Южанина», открывшейся в сентябре 2006 года в Самарском художественном музее. Русский художник Сергей Никитич Южанин предстал здесь как монументалист, живописец, блестящий рисовальщик и акварелист.

Он родился в Москве в 1862 году в семье хранителя музея Строгановского училища Никиты Вьюжанина. После окончания училища три года Южанин работал учителем рисования на фабрике С.Т. Морозова. В 1886 году молодой художник получает место учителя рисования в Паневежском реальном училище г. Паневска, (сохранился «Автопортрет», того периода, 1886, СХМ).

С 1889 года его переводят в Белосток, где он встретил наставника художника-баталиста А.Н. Попова (1857-1917). С ним ходил на этюды, изучал природу. Здесь, среди числа учеников, он встретил одаренного юношу, которого воспитал как художника.  Это был впоследствии известный русский пейзажист С.Ю. Жуковский (1873-1944).

В 1894 году Южанин стал участником Первого съезда русских художников. В 1896 году подал в отставку и после продажи картин «Субботняя молитва», или «Евреи в синагоге» (в Москве) и «Перед святым праздником» (в Петербурге), отправился в Италию в декабре 1896 года.

С.Н. Южанин в общей сложности с приездами и отъездами в Россию прожил в Италии почти восемнадцать лет — в Риме, Венеции, Неаполе, Флоренции, на острове Капри.

В 1912 году С.Н. Южанин назначается заведующим Римской художественной школой Императорской Академии художеств. Он становится участником ряда выставок в Москве, Петербурге, Милане, Венеции, Лондоне.

С началом войны 1914 года мастер жил в Вильно, работал директором в художественной школе и преподавал в Педагогическом институте. В 1916 году институт эвакуировали в Самару, куда переехал и Южанин.

После революции 1917 года он продолжал служить преподавателем Самарского педагогического института. А с 1922 года из-за болезни работал дома.

Стилистически творчество художника изменилось после 1914 года, по возвращении в Россию. Он внимательно вглядывался в окружающую его русскую природу, начал писать Волгу, небольшие пейзажные мотивы, увиденные в окрестностях Самары («Мельница», 1916).

Поздние работы, сделанные в начале ХХ века, уже несут на себе отпечаток «русской манеры». Это проявилось в свободной штриховке, небрежном легком письме, в разнообразии материалов, даже в проявлении большей цветности. («Красный Яр», 1917; «Старый дом. Царевщина», 1917).

кар._Южанина_С.Н

Произведения Южанина в Самаре экспонировались на Первой выставке картин пролетарских художников в 1925 году.

В том же году — на выставке филиала АХРР, на Пятой очередной и Первой областной выставках АХР в 1928 году и последующих областных выставках.

С.Н. Южанин скончался в 1933 году, оставаясь для всех художником академической школы, представителем итальянского жанра.

Чернова В.А.

Малыгин Александр Сергеевич

Малыгин

Родился в селе Хилково Красноярского района Куйбышевской области. В 1971 году успешно закончил факультет «Рисунка и живописи» Московского заочного университета искусств.

На рисунках А. Малыгина родное село Хилково, поселок Мирный, реки Сок и Кондурча, нефтяные вышки. Александр Малыгин много рисует эскизов, с ним всегда, на работе или на отдыхе, этюдник.

Его картины расходятся по друзьям, знакомым, украшают Хилковской Дом культуры и районный краеведческий музей. В краеведческой книге «Мирный – мой поселок» рисунки Малыгина занимают одно из центральных мест.

В декабре 2010 года в музее истории Красноярского района состоялась персональная выставка — отчет за 40 лет творческой деятельности. Особенность этой выставки – появление перед зрителями серии картин исторической направленности. История Самарского края — огромное и благодатное поле для любого исследователя, ученого, писателя, художника.

Часто бывает, обилие собранного материала, многообразие мыслей не укладывались в одну работу, картину. Александр Сергеевич посвящает Красноярской крепости целый ряд своих картин. «Красноярская крепость. Осень 1736 года», «Солдат ландмилиции на посту у порохового погреба» явились попыткой осмыслить величие и значимость этого военного объекта в истории России 18 века.

В начале 2012 года Александр Малыгин закончил еще одну картину из цикла по истории военной крепости — «Портрет инженера-фортификатора 18 века генерал — поручика Бибикова И.А.».

Больше года ушло на поиск документов, чтение исторических трудов о том периоде в истории России. К сожалению, не сохранилось ни одного прижизненного портрета первого строителя Красноярской крепости. Александр Сергеевич решил эту сложную задачу. Перед нами Бибиков И. А. – строитель целого ряда военных крепостей и городов России 18 века.

Неожиданное решение приходит к Малыгину  при создании произведения о пребывании А.С. Пушкина в Самарском крае. Встреча и разговор Пушкина и мордвина из села Старая Бинарадка. Этот эпизод стал хрестоматийным в пушкиниане. А.С. Пушкин торопится, ему надо спешить, дни становятся короткими – осень, впереди дальняя дорога в Оренбург, сбор сведений о восстании Пугачева. Художник закручивает в круговороте осенних листьев этих разных людей — Пушкина и мордвина из Старой Бинарадки.

Художник размышляет над историей родного края. Новая тема приходит в творчество А. С. Малыгина. Это события 14 века в Заволжье – Кондурчинская битва в 1381 году между Тимуром и Тохтамышем. Археологические находки летом 2011 года помогли А.С. Малыгину в создании исторического портрета Тимура — «Эмир Тимур у горы Алтай».

Зрители, приходящие на выставки Александра Малыгина, могут, порой, не соглашаться с ним по поводу тех или иных трактовок персонажей. Однако, задача выявления исторической правды оказывается для художника успешно решаемой потому, что своя собственная позиция им многократно выверена и продумана, сверена с большим разнообразием источников.

Александр Малыгин уверен, что и сама художественность в исторической картине представляет собой образное соответствие исторической правде.

Усадьба купца I гильдии, Курлина, Хилково:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Крепость «Красный Яр»:

OLYMPUS DIGITAL CAMERAmaliginkrkrepoct

Тимур на горе Алтай, современная  Малая Каменка:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И.А. Бибиков, генерал-поручик:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Железнодорожная станция «Сарбай»:

Malyigin_A._Stantsiya_Sarbay

Выставка А.С. Малыгина, музей истории Красноярского района:

9999

Гайнуллин Кетдус Юнисович

(11.02.1951 г.) член союза художников РФ

Гайнуллин_К._Барка_рыбаков

Родился в с. Ново-Урайкино. Трехлетним ребенком Кетдус впервые проявил свои художественные способности, нарисовав… чертенка. И таким он получился забавным, что отец, взглянув на рисунок, произнес: «Ну, сын, быть тебе художником». Первая выставка рисунков Кетдуса Гайнуллина, ученика 5 класса, была организована в Новобуянской школе. Юный художник получил тогда массу признаний.

По окончании 8 класса не было никаких сомнений, куда идти учиться дальше. Обучение в Тольяттинском педучилище на художественно — графическом отделении дало профессиональные знания, которые он углубил в Харьковском художественном институте.

На последнем курсе студентам предлагают участие в плакатной выставке на ВДНХ в Москве, и его работа получает там высокую оценку.

После окончания института работал в рекламном агентстве «Волна» г. Тольятти, художником – графиком. Попутно писал и рисовал картины для выставок и на заказ. Выставок было много – областных и городских, персональных и групповых.

В 1998 году на зональной выставке в Нижнем Новгороде, участие в которой принимали художники из Москвы, Волгограда, Казани и других городов, Гайнуллин  принят в Союз художников России. А год спустя, в Тольятти, почти все работы были раскуплены и увезены в частные коллекции Германии, Италии, Финляндии, Франции.

Картины его очаровывают. Хочется попасть на написанную им зеленую поляну или в зимний лес хоть на мгновение.

Новый Буян:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ленин едет в Тростянку на бракосочетание сестры:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Пушкин А.С. в Старой Бинарадке:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Емельянов Олег Николаевич

Emelyanov

Родился 1957 году в Карелии в посёлке Поросозеро. Учился в Волжской средней школе Красноярского района Самарской области. Здесь занимался в народной студии юных художников под руководством Ширяева В.С.

В 1981 году закончил архитектурный факультет Самарского строительного института. Доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Самарской государственной академии культуры и искусства. Руководит студией гобелена.

Организатор и куратор выставочного зала «Открытая галерея». Преподаёт дисциплины: «Рисунок», «Художественная обработка дерева», «Художественный текстиль».

Член ТСХ России с 2006 года.

Награжден Серебряной медалью ТСХР (Москва).
Диплом за лучшую работу, выполненную в традиционной технике гобелена, в номинации «Поэтика образа» (Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва, 2011).

Выставки:

2004 г. – персональная в Тольятти;
2006 г. – персональная в Самаре;
2010 г. – персональная в Самаре;
2006-2010 гг. – передвижные выставки в Самаре и области;
2011 г. – участник Первого российского триеннале современного гобелена в «Царицыно» – «Квадратный метр – свое пространство» (Москва);
2012 г. – участие в выставке «Реформы ремесла» (Самарский областной художественный музей).

Деятельность: резьба по дереву, скульптура, изготовление гобеленов.

С 2011 года Олег Емельянов — председатель Творческого Союза художников Самарской области. В планах творческого союза, объединяющего мастеров из Самары, Отрадного, Сызрани и Сергиевска, — организация коллективных и персональных выставок, мастер-классов и творческих семинаров.

emelanon

Щеглов Станислав Леонидович

ceglov

Известный самарский художник. Более всего знают его графические работы, среди которых ярко вы­деляется большой цикл офортов о родном городе. Ме­нее всего он известен как иконописец, изограф, то есть, мастер на­стенной церковной живописи.

Щеглов реставрирует храмовые иконы, пишет новые. По мере того, как обустраивается сам храм, он последова­тельно расписывает сначала алтарь, потом купол центрального нефа. Одновременно пишет великолепные иконы для иконостаса, для киотов. Работы  ведет в стиле академической живописи, учась сам и приобретая тот уровень мас­терства, к которому ведет его та самая «нечаянная радость» встреч со своим духовником.

К работе Станислав Леонидович время от времени подключает дочь Светлану, сына Валерия, которых учит и живописи, и храмовой стенописи.

Под его началом сформировались как живописцы и мас­тера церковного искусства еще и зять Николай, и внуки Святослав, Алексей, внучка Галя. Они создали свои артели — расписали храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Зубчаниновке, храм в Красном Яре.

Живописная жизнь

080

Пленэр «Портрет села» в Красном Яре

Проект Всероссийского пленэра «Портрет села», разработанный председателем Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» И.И. Мельниковым, выиграл грант министерства культуры Самарской области в 2011 году.»

geografiyplenerovv2011g

Практика пленэров – летних творческих лагерей, совместной работы художников на открытом воздухе, – в Самаре существовала и раньше, но это были разовые акции. Следовало придать процессу системность, сделать его целенаправленным и взаимно интересным для всех участников. Это стало возможным в результате плодотворного сотрудничества Самарского отделения Союза художников с министерством культуры Самарской области, заинтересованными представителями власти, бизнеса и творческой интеллигенции.

Стартовавший 26 мая пленэр «Портрет села» в Красном Яре, СРО ВТОО «Союз художников России» провел при поддержке Главы Красноярского района Самарской области В.Н. Моглячева и руководителя Управления культуры О.Г. Горнодуб.

 Для проживания художников хозяева предоставили кемпинг, недалеко от Красного Яра и создали творческую атмосферу для работы и общения художников. Ю.В. Брыков, директор краеведческого музея, был куратором и гидом по местным окрестностям и достопримечательностям. Всё это нашло отражение в этюдах, написанных художниками искренне и увлеченно.

092

Работа пленэра в Красном Яре была освещена в средствах массовой информации, где было отмечено о целесообразности таких акций: создание в нашей области условий для творчества не только местных, но и российских художников, активизация культурной жизни в Самарских районах. Всё это должно способствовать как творческому росту самарских мастеров, так и развитию интереса к уникальной природной и культурной среде Самарской области. А для художников – это еще и возможность общаться, обмен опытом и впечатлениями, но, прежде всего – кропотливая работа.

888-

Результатом пленэра стала выставка работ участников пленэра, предоставленных в дар администрации Красного Яра.

Обязательным условием в Самарском пленэре является предоставление в дар Оргкомитету трех этюдов от участника пленэра.

0001В Красном Яре работает отделение юных художников в  школе искусств. Возглавляет это отделение Смагина Елена Юрьевна. Своему ремеслу она обучалась в Самарском художественном училище им. Петрова-Водкина, педагогическом институте им. Герцена в Санкт-Петербурге. В Красный Яр переехала работать во вновь открытую художественную школу.

e.u.cmagina

25 лет назад в школе занималось 50 учеников. В 2012 мастерству художников учились 92 человека. Красноярские юные художники — постоянные участники Всероссийского фестиваля «Жигулевская палитра». Елена Юрьевна гордится тем, что несколько выпускников школы продолжили обучение в колледжах и вузах по специальностям дизайнеров, архитекторов, преподавателей рисования.

 ДИПЛОМАНТЫ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ДЕТСКОГО РИСУНКА «СЕМЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

Поощрительный приз жюри:
Дмитриева Валерия, 6 лет, село Красный Яр, Самарская область:

dmitr

Музей истории Красноярского района:

026

Виктор Степанович Ширяев :

chiryevviktorctepanovich