Светлое Поле

 34

В 1957 году, к находящейся в селе Курумоч Красноярского района птицефабрике,  присоединили хозяйства Колодинки, Белозерок, Екатериновки, Городцовки. В 1963 году было решено отделить их в отдельное хозяйство.

В 1965 году образован поселок Светлое Поле. С названием поселка связана одна легенда. Когда-то на этом месте жил человек — отшельник. Возможно, он был монахом и решил основать здесь пустынь. Прославился ли этот человек добрыми, чудесными делами при жизни, неизвестно. Но после смерти люди отвезли его хоронить в монастырь. Этот человек стал святым, отсюда и название «Светлое».

В поселении, рядом со Старым Буяном,  традиционно  проходит международный военно-этно-исторический фестиваль «Ратное дело».

Село Старый Буян

7777

Старый Буян славится своими яблоневыми садами.

В 2007 году Старый Буян отметил 300-летний юбилей.

Старый Буян — село, вошедшее в историю нашей страны революционными событиями 1905 года, об этом повествует книга «Буян» автора Ивана Арсентьева.

Село поименовано по речке, отличающейся буйным паводком весной. Оно расположено при впадении речки Буянки в Кондурчу.

К концу 19 века село разрослось и стало волостным центром Самарского уезда Самарской губернии. По переписи 1889 года в нем было 242 двора и проживавшие в них 1988 жителей, церковь, земская школа, больница, базар по средам, 2 кирпичных завода, 3 кузницы, 2 водяных мельницы, волостное правление, мировой судья, урядник, военно-конский участок, 3 усадьбы, 5 имений.

По переписи 1910 года в Старом Буяне уже насчитывалось 280 дворов. Имелась в селе ремесленная школа.

Несколько дореволюционных кирпичных построек дошли до наших дней. На окраине села в здании бывшей помещичьей усадьбы сейчас находится спецшкола.

С  начала Великой Отечественной войны и до середины 60-х годов здесь располагался детский дом, а до  этого – школа колхозной молодежи. В ней готовили бухгалтеров, учетчиков. Обучали профессиям, необходимым для работы в колхозе.

После революции ремесленная школа была преобразована в училище, здание которого находилось на горе, где сейчас зерноток.

Оно, по рассказам старожилов, просуществовало до войны. Остатки этого кирпичного здания еще сохранились.

С начала 30-х годов до 1950 года Старый Буян являлся центром трех колхозов. В 1936 году в селе появился первый трактор. Почти одновременно с колхозами образовался плодопитомник. В 1963 года он преобразован в плодосовхоз “Старобуянский”.

До 1917 года, поскольку село располагалось на землях помещиков Матюшкина, Федорова и Нефедова,  участки под застройку были крайне ограничены. Строились дома и дворы вплотную друг к другу. Кровля домов была полностью  соломенной, дворы плетенные. Дома рубились с небольшими окнами и с малым их количеством, Зимние рамы совершенно отсутствовали. Дома отапливались соломой. Семьи были очень большие (до 22-х человек).

Местом ночлега служила солома на полу. Белье в основном не менялось, а стиралось и просушивалось в бане, в процессе мытья. Покупали одежду и обувь только к замужеству и женитьбе и это хранилось всю жизнь и даже передавалось по наследству. Основной обувью служили лапти. Зимой, и летом.

Staryiy-Buyan-3

На территории села  Старый Буян имелось два учебных заведения: 6-ти классное министерское училище (по-современному подобно 7-летней школе), с числом учащихся около 240 человек. Школа первоначально располагалась в здании около медпункта, а где сейчас медпункт — учительские квартиры. В 1907 году эта школа сгорела и земство купило под школу жилое здание у купца Пеннера (где сейчас спецшкола). С 1903 по 1905 год этой школой заведовал учитель Писчиков Петр Карпович. Впоследствии его сослали на вечное поселение в Сибирь за участие в революционных событиях в Буяне, возникших на территории Самарской губернии осенью 1905 года. Буянская республика была подавлена через 2 недели после своего возникновения. Руководители ее были сосланы в Сибирь.

Ремесленное училище с 4-х годичным сроком обучения, губернского значения, которое готовило высококвалифицированных слесарей и токарей. В это училище поступали после окончания 6-ти классного училища и только мужчины. Обучалась молодежь до 18-20 летнего возраста не только из Старого Буяна, но и из других населенных пунктов губернии. Учащихся числилось до 150 человек.

Современный Старый Буян — 700 человек населения, 2 школы — коррекционная и основная общеобразовательная, офис врача общей практики, библиотека, клуб.

Библиотека в селе Старый Буян открыта 1 ноября 1899 года, поселянином Робертом Пеннером с количеством книг в 597 экземпляров.

В селе имелся фельдшерский пункт с одним фельдшером. Постоянного помещения под медпункт не имелось и он располагался в частных домах. Серьезную медицинскую помощь и лечение жители села могли получить в участковой земской больнице в селе Большая Каменка. Но  поездка туда была чрезвычайно затруднена.

В селе работали 3 частных магазина. Население в основном покупало крайне необходимые товары: спички, керосин, соль.

Достопримечательности села

Памятник революции 1905 года:

_DSC8434

Мемориальная доска участникам Великой Отечественной войны:

_DSC8437

Сельскохозяйственное училище, начало 20 века:

_DSC8449

Здание бывшего фельдшерского пункта, начало 20 века:

_DSC8446

Старобуянская республика

buzn

Осенью 1905 года  жизнь в деревне изменялась — как под влиянием городских событий, так и сообразно собственному укладу. Крестьянское движение приобрело необычайный размах. Пик его пришелся на ноябрь: 246 выступлений из 495 за год. Особенно часто поднимались крестьяне Бузулукского уезда, затем Самарского, Бугурусланского, Бугульминского. По-прежнему, значительная часть выступлений была связана с острой нехваткой леса, пастбищ и т.д. Новое, что принесла осень 1905 года — использование самых острых форм борьбы: захват земли, разгромы и поджоги усадеб. Разгромы, «красный петух» — традиционные формы проявления крайнего недовольства крестьянства. Жестокость, вандализм порождались условиями бытия российского крестьянства. Проникшись мыслью, что земля должна быть у тех, кто ее обрабатывает, а частных земельных владельцев быть не должно, поскольку «земля — ничья, земля — божья», крестьяне не видели в тот момент иных средств, для реализации своего права на землю, кроме как «выкурить» землевладельца, защищаемого всей мощью государства.

Выдающимся явлением крестьянского движения стала «Старобуянская республика», инициаторами которой были крестьяне села Большая Царевщина. Село это, расположенное в 30 верстах от Самары, было малоземельным: в среднем на двор приходилось 1,4 дес. надельной земли. Ближайшие леса и луга принадлежали уделу. Многие крестьяне работали на погрузке хлеба, в каменоломнях, уходили в Самару, другие города.

Революционная пропаганда в селе имела давнюю традицию: в 80-е годы ее вел народник Серафимов. Народнические кружки прошли будущие руководители «республики» П.М.Солдатов, А.Т. Князев, Л.Н. Щибраев. В 1902 году под руководством учителей братьев Петровых и фельдшера В.М. Казакова, членов эсеровской организации, был образован крестьянский кружок, деятельность которого стала особенно активной со второй половины 1904 года, когда высланный в Самару С.И. Акрамовский организовал при комитете «Крестьянский союз».

2760-1

Зимой 1905 года эсеры были постоянными гостями в Царевщине, приезжали и социал-демократы. Нелегальная литература доставлялась регулярно и в большом количестве. С весны здесь шли регулярные собрания, в которых участвовали крестьяне окрестных сел Елшанки, Курумоча и др. С лета крестьяне стали организовывать демонстрации; в октябре манифестации стали особенно частыми и многолюдными. Тогда же создается боевая дружина. 23 октября на митинге в Царевщине с речами выступили представители революционных партий. Затем, подняв четыре красных знамени, с пением «Вы жертвой пали» крестьяне прошли по улицам. Решили закрыть винную лавку и остальные торговые заведения в селе. Демонстрация закончилась сбором средств в пользу бастующих рабочих. 25 октября лесная удельная стража отказалась от службы, так как не решалась противиться царевщинским крестьянам, которые распоряжались в удельном лесу, как в своем собственном. Их поддерживали крестьяне соседних сел. В октябре-ноябре, демонстрации под лозунгом «Долой самодержавие» прошли и в селе Старый Буян.

25 октября земский начальник прислал Царевщинскому сельскому обществу предписание — направить 13 ноября на волостной сход в село Старый Буян  уполномоченных; для выбора волостного старшины. В середине дня 12 ноября около 200 крестьян из Царевщины, вооруженных револьверами, кинжалами, с красными флагами и пением революционных песен вошли в Старый Буян.
Вечером колокольным звоном был собран сельский сход. На нем крестьяне решили изгнать местные власти, заменив их своими избранниками. Для охраны казенных, удельных и владельческих лесов была назначена специальная дружина. На следующий день был принят «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению». Крестьяне сместили старшину и волостного писаря, избрали народное самоуправление во главе с А.Т. Князевым и Е.Д. Пеннером, организовали народную милицию. «Временный закон» отражал вековые чаяния крестьян: все земли и пастбища вплоть до созыва Учредительного собрания поступали в распоряжение волостного народного самоуправления и распределялись уравнительно между крестьянами.

Власти сразу решили расправиться с народной республикой. Однако попытки полиции и стражников нанести поражение восставшим были отражены. Тогда был собран отборный карательный отряд из казаков и жандармов во главе с вице-губернатором. 26 ноября 1905 г. республика была разгромлена. Ее руководителей и активных участников арестовали и осудили. Но весть о республике крестьян разнеслась широко по России. В тысячах и тысячах экземпляров разошелся «Временный закон» и «Прощальное письмо» царевщинского крестьянина Лаврентия Щибраева.

Церковь Кирки и Улики, Старый Буян:

zerkovkirkiiulikictariybuyn

Село Екатериновка

ekaterinovkavova

На правом берегу реки Кондурча раскинулось село Екатериновка. Село существует более 200 лет. Происхождение названия  связано с именем Екатерины Федоровны Милькович. Она владела деревней Зеленовка Ставропольского уезда, позднее Екатерина поселила на реке Кондурча деревню, которую в честь нее назвали Екатериновкой.

В 1898 году в селе Екатериновка открылась начальная школа, которая называлась «Екатерининское земско-общественное училище». В 1947 году открылась 7-летняя школа, а в 1980 году  построена новая двухэтажная школа и с 1993 года стала средней общеобразовательной. С 1978 года по 2002 год директором школы был М.И. Гурьянов. Умный, требовательный руководитель. Вместе со своим коллективом он добивался больших успехов. В 1999 году школа приняла участие во Всероссийском конкурсе «Школа года-99». По итогам конкурса коллектив школы за педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания награжден дипломом «Школа года-99».

Село Екатериновка вы можете объехать по новой обводной дороге Самара — Ульяновск. На этой автодороге, рядом с селом, расположена прекрасная автостоянка для отдыха водителей и путешественников. В кафе «Светлячок» вас радушно встретят и накормят.

Село Молгачи

Село образовалось в результате действия столыпинской аграрной реформы, когда ликвидировалось общинное крестьянское землевладение и крестьянам стали выдавать участки земли — отруба. Вот эти отруба, с последующим заселением, и стали прообразом Молгачей.

Молгачи — это ухоженный, чистый населенный пункт.  Молгачи  соседствуют с поселком Береза (аэропорт Курумоч).

И это вносит определенные коррективы в местную жизнь.

Население трудится в аэропорту, пос. Волжский, агропредприятии «Русское подворье».

В селе Молгачи родился Герой Советского Союза — Кадетов Сергей Иванович.

IMG_3825